Позиция социального педагога: принять – изучить - познать – понять – помочь
Если у вас стресс, проблема – знайте, что вы не один, вам помогут.
Помните: "Каждый человек - это книга, надо только суметь прочитать ее".
(У. Ченинг).
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или не совершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основная цель:
– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Главными задачами своей работы я считаю:
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направления моей работы следующие:
Организация социальной работы (оказание материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).
Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
Выявление и работа с неблагополучными семьями.
Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.
Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).
Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
Задачи:
Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты
Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
Уменьшение количества правонарушений.
Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.
Основные направления деятельности
Исследования, диагностика:
Социологические опросы родителей и обучающихся.
Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
Помощь классным руководителям в проведении социометрии.
Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.
Работа с учениками:
Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
Индивидуальные консультации.
Профессиональная ориентация.
Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Работа с учениками «группы риска»:
Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
Составление картотеки на учащихся «группы риска».
Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
Профилактические мероприятия.
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Вовлечение учащихся в кружки и секции.
Работа с родителями.
Психолого- педагогическое просвещение.
Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Коррекция семейных отношений.
Индивидуальные беседы. Консультации
Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
Формы работы:
совет профилактики школы;
родительские собрания;
лекции;
индивидуальные и групповые консультации;
изучение документации;
беседа;
наблюдение;
тестирование;
анкетирование;
анализ;
консультирование;
индивидуальная работа;
групповая работа;
диагностика
Итак, социальный педагог это:
Посредник между ребенком и обществом, между семьей и школой;
Эксперт в конфликтах ребенка со сверстниками и взрослыми;
Защитник некоторых людей от дурного влияния родителей и каждого ребенка во всех случаях, когда он не может постоять за себя, когда родители не знают, не хотят, не умеют, просто отсутствуют;
Духовный наставник молодых, неопытных, затрудняющихся в вопросах правильного общения с ребенком родителей; Общественный деятель и пропагандист всех законов, защищающих права и жизнь ребенка;
Социальный терапевт, если вас и вашего ребенка обижают.
В своей работе социальный педагог школы руководствуются:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Международным документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.
3. Международным документом - Декларацией прав ребенка.
4. Федеральным Законом РФ об образовании.
5. Семейным кодекс Российской Федерации.
6. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
7. Федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
8. Уставом школы.
9. Планом работы школы на текущий учебный год.
10. Школьными локальными актами.
11. Должностной инструкцией.