Физиологические особенности детей школьного возраста
В этом возрастном периоде продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, легочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты.
Отличительной особенностью этого периода жизни является перестройка нервно - эндокринной сферы и, в частности, половое созревание.
Существенные изменения происходят в нервно-психической сфере ребенка и подростка – завершается формирование интеллекта, совершенствуется деятельность вегетативной нервной системы, усложняются процессы в психической сфере.
Для осуществления этих важных процессов необходимо достаточное по количеству и качеству поступление пищевых веществ и энергии. В связи с этим, при организации питания детей школьного возраста и подростков важно руководствоваться физиологическими нормами потребности в основных пищевых веществах и энергии различных возрастных групп.
В группах детей школьного возраста и подростков эти количества различны, что обусловлено особенностями их физического развития и обмена веществ. Указанные нормы предусмотрены для детей младшего (7 – 10 лет), среднего (11-13 лет) и старшего школьного возраста – подростков (14 – 17 лет). В двух последних группах нормы различаются по полу.
Прежде всего, необходимо достаточное обеспечение растущего организма белком, являющимся основным пластическим материалом, участвующим в построении органов и тканей. Причем для этих возрастных групп регламентируется не только количество белка, но обязательно определяется доля белка животного происхождения, как более полноценного и содержащего незаменимые аминокислоты. Важно обеспечение детей необходимым количеством энергии, жиров и углеводов, также предусмотренных в физиологических нормах потребностей в пищевых веществах.
Используя эти нормы, необходимо предусматривать не только поступление необходимого количества жиров, обеспечивающих 30-20% энергии, но и правильное соотношение классов жирных кислот Омега-3 и Омега-6. Последние являются носителями полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), не синтезирующихся в организме, но необходимых для обеспечения правильных процессов обмена формирования клеточных мембран.
Поступление необходимых количеств углеводов, обеспечивающих 50-60% энергии, важно для обменных процессов, построения клеточных рецепторов, регуляции моторной функции кишечника.
Минеральные вещества регламентированы по шести самым важным элементам – кальций, фосфор, магний, железо, цинк, йод. При этом предусматривается правильное соотношение кальция и фосфора, участвующих в построении костно-мышечной системы, а также натрия и калия, регулирующих вводно-солевой баланс и обеспечивающих электровозбудимость клеток. Микроэлементы необходимы для построения биомембран клеток, участия в регуляции активности ферментов и гормонов, обеспечении иммунных и гематологического статуса.
Построение правильного питания невозможно без учета национальных традиций в питании. Веками сформированные привычки в питании, безусловно, отражаются на ферментном статусе организма и, особенно, на характере ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта. Те не менее эти национальные особенности питания следует учитывать, в первую очередь для детей, воспитывающихся в школах-интернатах или других воспитательных учреждениях. При этом общий принцип – достаточное обеспечение необходимыми пищевыми веществами – должен строго соблюдаться.
Говоря о рациональном питании, необходим также учет внешних факторов – климата, экологии, коллективного воспитания, характера трудовой деятельности и, в частности, условий обучения (общеобразовательные школы, специальные школы – языковые, математические, физические, профессиональное обучение и др.) При этом не следует забывать об интеллектуальной нагрузке, занятиях различными видами спорта, а также о нередко возникающих конфликтных ситуациях.
Огромную роль в определении правильного питания играет учет нередко имеющих место у этих детей дефицитарных состояний - гиповитаминозы, недостаток железа, приводящее к развитию анемии, дефицит кальция, который может играть роль при развитии остеопороза и т.д. При построении рационов питания школьников необходимо также учитывать состояние здоровья и использовать для этих целей специальные диеты (гипоаллергенные, щадящие, обогащенные эссенциальными факторами, белком и др.).
Всё это, безусловно, откладывает свой отпечаток на состояние питания детей и подростков, когда в соответствии с патологией необходимо вносить определенную коррекцию в рациона питания.
Нормы физиологических потребностей в энергии
Группа населения |
Потребность в энергии (ккал) |
|
мальчики |
девочки |
|
Дети 7–10 лет |
2500 |
2100 |
Дети 10–14 лет |
2350 |
2350 |
Дети 14–17 лет |
3000 |
2600 |
Потребности в витаминах детей 6–15 лет и содержание витаминов в различных продуктах
Витамин |
Потребность |
Содержание витаминов в 100 г продукта |
А (МЕ) |
5000 |
печень (60000) |
В1 (МГ) |
1,3 |
печень (0,3) |
В2 (МГ) |
0,4–1,5 |
молоко (0,15) |
C (МГ) |
30–60 |
овощи (25–90) |
Д (МГ) |
7,5–10 |
витаминизированные смеси (10–20) |
Е (МКГ) |
7–10 |
растительное масло |
К (МКГ) |
30–45 |
свиная печень |
РР (МКГ) |
15–20 |
мясо (45) |
В6 (МГ) |
1,7 |
мясо |
В12 (МГ) |
2 |
мясо |
Фолиевая кислота (МГ) |
5 |
печень |
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
Вещества |
7-10 лет |
11-13, мальчики |
11-13, девочки |
14-17, юноши |
14-17, девушки |
Энергия, ккал |
2350 |
2750 |
2500 |
3000 |
2600 |
Белки, г, в том числе животные |
77 |
90 |
82 |
98 |
90 |
Жиры, г |
79 |
92 |
84 |
100 |
90 |
Углеводы, г |
335 |
390 |
355 |
425 |
360 |
Минеральные вещества, мг
Вещества |
7-10 лет |
11-13, мальчики |
11-13, девочки |
14-17, юноши |
14-17, девушки |
Кальций |
1100 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
Фосфор |
1650 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
Магний |
250 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Железо |
12 |
15 |
18 |
15 |
18 |
Цинк |
10 |
15 |
12 |
15 |
12 |
Йод |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,13 |
0,13 |
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Продукты |
Возраст школьника |
|||
7-10 лет |
11-13 лет |
14-17 лет Юноши |
14-17 лет Девушки |
|
Хлеб пшеничный |
150 |
200 |
250 |
200 |
Хлеб ржаной |
70 |
100 |
150 |
100 |
Мука пшеничная |
25 |
30 |
35 |
30 |
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
45 |
50 |
60 |
50 |
Картофель |
200 |
250 |
300 |
250 |
Овощи разные |
275 |
300 |
350 |
320 |
Фрукты свежие |
150-300 |
150-300 |
150-300 |
150-300 |
Фрукты сухие |
15 |
20 |
25 |
20 |
Сахар |
60 |
65 |
80 |
65 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
20 |
15 |
Масло сливочное |
25 |
30 |
40 |
30 |
Масло растительное |
10 |
15 |
20 |
15 |
Яйцо, шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Молоко, КМПр |
500 |
500 |
600 |
500 |
Творог |
40 |
45 |
60 |
60 |
Сметана |
10 |
10 |
20 |
15 |
Сыр |
10 |
10 |
20 |
15 |
Мясо, птица, колбасы |
140 |
170 |
220 |
200 |
Рыба |
40 |
50 |
70 |
60 |